8 октября прошел Всероссийский День чтения

С 2004 года в библиотеках и школах нашей страны проводится Всероссийский урок чтения. В Обнинске в этот день городские библиотеки совместно со школами провели мероприятия, посвященные книге и чтению. А на площади у Центральной библиотеки состоялся праздник для детей и родителей, посвященный 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. Посетителей развлекали книжные выставки, литературные викторины, интерактивная выставка творческих работ читателей, настольные игры.

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний – книгу – на второй план. Мы сами дали детям в руки пульт телевизора, телефоны, компьютеры, mp3-плееры и прочие электронные игрушки. Поэтому подавляющее число детей просто играет в игры, смотрит фильмы и – не читает.

Человек может идти к книге долго и понять прелесть чтения только в зрелом возрасте. А может, наоборот, взахлёб читать в детстве и юности, а вырастет – и как отрезало. Но чаще всего читающие дети растут в читающих семьях. Хотя утверждать, что дети абсолютно не читают, неверно. Многие даже сетуют: ребёнок читает много, но не те книги. А какие – те? Конечно, жаль мальчишек и девчонок, глотающих книжный «фаст-фуд», яркими обложками заполнивший полки магазинов. Жаль, что они, нынешние, почти не знают детей капитана Гранта и тайну графа Монте-Кристо, не слышали про Овода и клятву Сани Григорьева, а Наташа Ростова и Анна Каренина для них – героини анекдотов.

Но что делать? Другое время – другие песни. Меняются авторы и темы, меняются способы получения информации, её носители и доступность.

Не хочется думать, что с каждым поколением дети и взрослые станут читать меньше и меньше. Хочется верить, что ценность книг возвращается в наше общество. Ведь книга – это настоящее чудо. Она лежит всегда под рукой, и как преданный друг, готова в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об и

 

Чтение — это род счастья

 

Скажи, что читают в твоей семье, и я предскажу твоё будущее! – вот примерно так поставлена проблема в рубрике «Литературное пограничье» журнала «Дружба народов» (2015, №6). А что?! Весьма своевременно! Время летних отпусков, школьных каникул, внеклассного чтения…

Наталья Игрунова рассказывает: «Белгородские школьники – постоянные авторы этого интересного журнала. В середине 90-х их спрашивали, о чём они мечтают. В 2000-х – о том, что думают о своей национальности, в 2010-х – что знают об СССР. А сегодня задан иной вопрос: «Что читает твоя мама?».

Итак, школьники… Старшие, самые «правильные», отвечают по канонам ЕГЭ; младшие – непосредственнее и откровеннее. Для чего нужно чтение? Для надежды на возрождение нашего общего ментального мира. Трещина в нашем мировосприятии подмечена Александром Генисом: «Отцов от детей отличают цитаты – одни их подхватывают, другие не знают, где ставить кавычки». Литература – это то, что нас объединяет. То есть мы существуем единой общностью ещё и потому, что нам понятны цитаты.

«Узнал француз в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой… Мороз и солнце – день чудесный… Я Вас любил, любовь ещё может… Но я другому отдана и буду век ему верна… Жди меня, и я вернусь… Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт…».

Серьёзное чтение классики и современной литературы, раскрывающей вопросы жизни человека и общества, обсуждение этого чтения – непременное условие формирования сложной личности, устойчивой к соблазнам и наваждениям, независимой в выборе пути. Отсутствие же такого чтения катастрофично для общества, ибо примитивизирует его и загоняет в тупик. И начинать нужно с семьи. Учитель, какой бы он ни был, общество не изменит. Слишком он слаб социально, да и изолирован в своём классе. Пока взрослые смотрят сериалы, раскладывают компьютерные пасьянсы или разговаривают по телефону, наивно надеяться, что дети бросятся читать сто обязательных книг. Значит рано или поздно должен наступить момент, когда читающие мама и папа, или один из них, предложат своим чадам почитать вместе или обсудить прочитанное. Да-да, заинтересоваться, заинтересовать и обсудить! Вот тогда-то всё и наладится в нашей жизни.

Нечтение опаснее стихийного бедствия. Достаточно вникнуть в ответы школьников, чтобы понять это. Детская душа нуждается в метафизических иероглифах, направляющих их на понимание правильного пути. Именно это и есть учиться на чужих ошибках во имя собственных достижений. Возьмите журнал и поинтересуйтесь, что пишут ребята о чтении или его отсутствии в их семьях!

Представленные ответы не просто описывают настоящее, это своего рода реконструкция будущего. Как известно, предупреждён значит вооружён. Или мы продолжаем недооценивать поколения, идущие нам вслед? В любом случае – спрос пока идёт с нас!

А теперь давайте полистаем следующий номер этого журнала (2015, №7) на предмет текущей поэзии! Густая, летящая лирика Ильи Фаликова, в которой «проклятые» вопросы бытия точно зарифмованы с болевыми точками и проблемами наших дней. Поэзия первой реагирует на всё происходящее, а как же иначе?! Та же взволнованная нота слышна в стихах Анны Саед-Шах и Михаила Кагановича (кстати, он посещал наш город и выступал в центральной библиотеке где-то около двух лет назад)… Всё это находит сердечный отклик и связывается узлом в прозрачной поэзии Сергея Васильева, то ли начинающего, то ли заканчивающего разговор: «Что станет с нашей солнечной Россией?» Мне могут возразить, что сегодня – не время стихов. Вы в этом уверены? А сами не балуетесь? То-то и оно! Не может человек жить сухарём, он и без рифмы бредит стихами…

От осеннего равноденствия до весеннего,

От зимнего солнцестояния до летнего –

Круговорот красоты в природе, —

пишет Надежда Ярыгина (Арион, 2014, №4), которую поддерживает в этом же номере журнала Анастасия Журавлёва:

Лето короче,

Чем список книг

Для чтения летом.

Что же, дорогие друзья, если есть список, который, может быть, вы, как список кораблей, прочли до середины, есть и надежда на дальнейшую работу с ним, а практически и на светлое будущее читающей России. «Чтение – одно из видов счастья», — сказал, между прочим, Борхес.

               Эльвира Частикова, заведующая читальным залом центральной библиотеки

 

 

Отзывы закрыты.